випадкова археологія 57

Амулет топiрець з городику в Вел. Мотовилiвки.
Приблизно Київська Русь, бiльш нiхто нiчого не мiг сказати. Приблизний опис приведено нижче..

Древнерусские амулеты-топорики
Автор: Ярослава
06.09.2010 16:17
Индекс материала
Древнерусские амулеты-топорики
Страница 2
Все страницы

Древнерусские амулеты-топорики

Бронзовые подвески-топорики принадлежат к числу наиболее выразительных материальных памятников, связанных с древнерусским язычеством. Эти предметы чаще других амулетов используются для реконструкции дохристианских верований восточных славян. Наиболее подробно они были рассмотрены в специальной статье В. П. Даркевича, собравшего данные о значительной серии подвесок-топориков и систематизировавшего этот материал.

Вывод В. П. Даркевича о том, что подобные подвески изображали оружие славянского бога-громовика Перуна и были связаны с его почитанием, прочно вошел во многие обобщающие исследования по древнерусской культуре.

За три десятилетия, прошедшие со времени публикации статьи В. П. Даркевича, коллекция амулетов-топориков значительно пополнилась. Новые находки, многие из которых происходят из датированного культурного слоя или из закрытых комплексов, позволяют существенно уточнить хронологию и географию распространения этих предметов. Меняются и методические подходы к изучению археологических материалов, связанных со сферой верований и культа. Поэтому сегодня оказывается вновь актуальным вопрос о назначении амулетов-топориков связанных с ними религиозных представлениях, казалось бы, окончательно решенный 30 лет назад.

Прежде чем переходить к обзору и анализу конкретных находок, целесообразно сформулировать некоторые общие принципы интерпретации археологических материалов, связанных со сферой верований и культа.

В современных исследованиях принято рассматривать эти материалы на широком культурно-историческом фоне с привлечением возможно большего круга аналогий. Стало правилом использование письменных источников, фольклорных текстов и этнографических материалов для истолкования археологических находок. Таким путем раскрывается символика амулетов, восстанавливается значение орнаментов, реконструируются обряды, следы которых зафиксированы в процессе раскопок. Характерно, что подобными приемами пользуются как структуралисты, так и исследователи, работающие в рамках традиционного сравнительно-исторического метода. Такой подход, с одной стороны, позволяет достичь интереснейших результатов, но с другой – открывает широкие возможности для субъективных построений – далеко не все реконструкции, основанные на комбинации разнородных и разновременных материалов, оказываются бесспорными.

Перспектива обращения к письменным источникам и этнографии для «дешифровки» археологических материалов нередко уводит от анализа собственно археологического контекста находок. Под «археологическим контекстом» имеем в виду структуру самого объекта (будь то отдельный предмет или археологический комплекс), условия находки, связь ее с другими объектами того же памятника, точную датировку, круг точных аналогий и т.п.

При интерпретации археологических материалов, связанных со сферой культа, эти операции, дающие наиболее точную и достоверную информацию об объекте, непременно должны предшествовать анализу культурно-исторического контекста. Рассматривая амулеты-топорики, будем следовать этому правилу.

Древнерусские амулеты-топорики

Рис. 1. Амулеты-топорики типа I.

1 – Новгород; 2, 15 – Никольское III; 3, 4 – Саркел; 5 – Биляр; 6 – Пермская губерния; 7, 11 – Княжая Гора; 8 – Риннабао???; 9 – Старая Рязань; 10 – Грехов Ручей; 12 – Суздаль; 13 Благовещение; 14 – Выжумский III могильник; 16 – Городище; 17 – Торговицкое; 18 – Тумие.

 

В. П. Даркевичем учтено 25 бронзовых амулетов-топориков, найденных как на территории Руси, так и за ее пределами. Мною собраны данные о 62 миниатюрных топориках. Большинство из них принадлежит к двум стандартным типам, выделенным П. Паульсеном и В. П. Даркевичем, и лишь несколько экземпляров имеют индивидуальную – несерийную форму.

Наиболее многочисленную группу составляют амулеты, имитирующие боевые топоры с оттянутым вниз лезвием, полукруглым вырезом в основании и удлиненным вырезным обухом – тип IV, по А. Н. Кирпичникову. Таких подвесок 39. Длина их варьируется от 4 до 5,5 см, ширина лезвия – от 2,8 до 4 см.

Сходство амулетов этой группы с подлинными боевыми топорами отмечалось целым рядом исследователей: А. Надольским, П. Паульсеном, В. П. Даркевичем.

Древнерусские амулеты-топорики

Рис. 1а. Экспонаты Музея Древней цивилизации:

1 – лунница с изображениями солнца; 2 – амулет «топорик» с астрономическими символами; 3 – перстень с изображением созвездия Плеяды.

 

Действительно, миниатюрные топорики воспроизводят не только форму топоров типа IV, но и многие детали: мысовидные выступы на обухе, две пары коротких щековиц, сквозное отверстие для крепления чехла на лезвии, шпорцу на его внутренней стороне. На шейке у большинства экземпляров имеются глубокие насечки или небольшие рельефные валики, отмечающие переход от лезвия к обуху.

Орнаментация амулетов этого типа различна. У 6 экз., происходящих из Кемского некрополя, Новгорода, Саркела, Старой Руссы и Биляра, боковые грани окаймлены бордюром из двух (реже одной) глубоких врезных линий и небольших круглых углублений; вдоль края лезвия, на некотором расстоянии от него, проходит зигзагообразная линия с круглыми углублениями на углах (рис. 1, 1 – 5). Три топорика (из Киевской губернии, Княжой горы и Яблонова) орнаментированы по краям боковых граней бордюром, образованным двумя прямыми линиями с короткими насечками или зигзагообразной линией между ними (рис. 1, 11).

Более представительную серию (14 экз.) образуют топорики, украшенные циркульным орнаментом (рис. 1, 6 – 8, 10, 12 – 18). Кружки с точками обычно образуют лепестки вокруг сквозного отверстия на лезвии, а на остальной плоскости располагаются хаотически, оставляя свободной лишь узкую полоску у края лезвия. Один кружок, как правило, помещен на мысовидный выступ. В некоторых случаях циркульный орнамент сочетается с врезной линией, окаймляющей боковые грани (рис. 1, 8, 15).

Судя по публикациям, некоторые топорики (экземпляры из Вышгорода, Княжой Горы, Дрогичина, Старой Рязани, Городца; Каталог, № 6, 17, 18, 22, 26) лишены орнамента, но вполне вероятно, что он не виден из-за слоя коррозии.

Два топорика, включенные в первую группу, несколько отличаются от остальных амулетов по форме и орнаментации. Один из них, найденный в 1978 г. в Киеве, не имеет шпорцы на внутренней стороне лопасти, лезвие его орнаментировано кружками и прямыми и зигзагообразными линиями, образующими не вполне понятную композицию. Я. Е. Боровский и М. А. Сагайдак полагают, что подвеска имитирует топор с полукруглой выемкой в основании лезвия, но деформированный обух амулета-топорика не соответствует форме обуха топоров типа V. У амулета, найденного в Ултуне в Швеции, лезвие имеет обычную форму, но шпорца выделена слабо, а конструкция обуха без мысовидных выступов на тыльной стороне близка топорам типа VI, по А. Н. Кирпичникову. Циркульный орнамент образует правильную кайму по боковым краям лезвия. Несмотря на своеобразную форму обуха, П. Паульсен рассматривал этот амулет вместе с топориками первой группы.

Большинство миниатюрных топориков типа IV относится к 11 в.

В их числе хорошо датированные находки из культурного слоя Новгорода и Старой Руссы, 2 экз. из Саркела, найденные в культурном слое и в погребении, и два топорика из Кемского некрополя. В тех случаях, когда хронологические рамки этих находок могут быть сужены, как, например, в Новгороде или в Кемском некрополе, выясняется, что топорики относятся к середине – третьей четверти 11-го века. В Выжумском могильнике на Ветлуге, в Дрогичине Надбужском и на городище Тумие в Польше топорики найдены в комплексах 12-го века. Часть находок может приблизительно быть датирована в широких рамках 11 – 12-го вв.

Детально уяснить хронологическое соотношение серий с различной орнаментацией затруднительно. Ясно, что во второй половине 11-го в. топорики с бордюром на боковых гранях и с циркульным орнаментом бытовали одновременно. Но, возможно, топорики первой серии вышли из употребления на рубеже 11 – 12-го вв., тогда как топорики второй серии, орнаментированные концентрическими кружками, оставались в обиходе в 12-ом в. О чём свидетельствуют находки в Тумие и Вымужском III могильнике.

Орнаментальные фигуры на миниатюрных топориках типа IV В. П. Даркевич интерпретировал как символы молнии (зигзагообразная линия) и небесных светил (концентрические кружки).

Более правдоподобно, однако, что эти фигуры связаны с орнаментальными композициями на парадных боевых топорах того же типа. Топоры типа IV, инкрустированные серебром, рассматриваются обычно не только как боевое оружие, но и как предметы, символизирующие особое социальное положение их владельцев, отличающие от рядовых воинов. Орнаментация этих топоров различается в деталях, но общая схема декора у большинства из них одна и та же (рис. 2).

К инкрустированным узорам на боевых топорах, безусловно, восходят короткие поперечные линии на шейке миниатюрных топориков, двойной бордюр на краях боковых граней, зигзагообразная линия с круглыми углублениями, идущая вдоль края лезвия, стилизованное воспроизведение бахромы из треугольных язычков с кружками на концах спускающейся на лезвие парадных топоров типа IV.

Бордюр из двух параллельных линий и заключенных между ними коротких поперечных отрезков имитирует аналогичные инкрустированные узоры, помещенные на боевые топоры параллельно краю лезвия.

Существенно, что на миниатюрных топориках воспроизводятся не только отдельные элементы орнаментов подлинных боевых топоров, но и сами орнаментальные композиции, насколько это возможно при изготовлении амулета размером около 5 см.

Циркульный орнамент генетически не связан с узорами на боевых топорах, но считать кружки символами небесных светил также нет достаточных оснований. Хорошо известно, что циркульный орнамент в 11 – 13-ом вв. имел самое широкое распространение и использовался для украшения самых различных предметов от янтарных крестиков до костяных гребней и от височных колец и браслетов до рукоятей ножей и шильев. Несомненно, кружки на топориках-амулетах имели чисто декоративное значение.

Вторую группу составляют 18 топориков с широким симметричным лезвием, внутренний край которого снабжен двумя шпорцами. Длина их от 3,2 до 4,3 см, ширина лезвия от 4 до 5,4 см. Некоторые амулеты этой группы выделяются по своим пропорциям и меньшей ширине лезвия (например, экземпляр из Городницы; Каталог, № 47), однако в целом все они очень стандартны. На шейке у большинства топориков, как и у амулетов первого типа, имеются рельефные выступы, на лезвии – круглые сквозные отверстия. Шесть экземпляров орнаментированы поясками вдоль края боковых граней и вдоль лезвия: орнамент представляет собой две врезные прямые линии с заключенными между ними короткими прямыми или зигзагообразной линией (рис. 3, 1, 2, 4), т. е. повторяет орнаментацию некоторых амулетов первого типа. Топорик из могильника Оленина орнаментирован по краю лезвия простыми врезными линиями. На остальных экземплярах орнамент не прослеживается. Если у одних амулетов отсутствие орнамента может объясняться плохой сохранностью, то у других лезвие изначально было лишено орнамента.

Древнерусские амулеты-топорики

Рис. 2. Инкрустированные боевые топоры типа IV, по А. Н. Кирпичникову.

1 – Углы, Юго-Восточное Приладожье; 2 – Никольское III, Северное Белозёрье; 3 – Ваганиха, Южное Белозёрье.

 

Амулеты второй группы воспроизводят форму широколезвийных секир, получивших в 10 – 11-го вв. широкое распространение в Скандинавии и Прибалтике. На территории Древней Руси находки широколезвийных секир сравнительно редки. Среди ближайших прототипов амулетам второй группы можно указать секиру из Кемскоro некрополя в Белозерье (рис. 4, 1), из могильника Оленина в Углицком Поволжье и Лаптау в Восточной Пруссии (рис. 4, 2). У этих секир удлиненный вырезной обух с короткими боковыми щековицами к мысообразными выступами на тыльной стороне и тонкая узкая шейка. У секиры из могильника Оленина посредине лезвия имеется отверстие для крепления чехла. Все эти особенности точно переданы на миниатюрных топориках.

Есть, однако, и различия: на секирах из Кемскогo некрополя и Лаптау отсутствуют шпорцы, возможно, эта деталь миниатюрных широколезвийных секир заимствована от боевых топоров типа IV, часто имевших шпорцу на тыльной стороне. Многие широколезвийные секиры были покрыты серебряной инкрустацией, в их числе секира из Лаптау (рис. 4, 2), декор которой находит соответствие с орнаментацией парадных топориков типа IV, а, следовательно, и в орнаментации миниатюрных топориков-амулетов. Очевидно, простые узоры на миниатюрных топориках второго типа соответствуют сложным орнаментальным композициям на широколезвийных секирах.

Древнерусские амулеты-топорики

Рис. 3. Амулеты-топорики типа II.

1 – Колчино II; 2 – Княжая Гора; 3, 5 – Никольское III; 4 – Белоозеро; 6 – Теребовль; 7, 8 – Новгород; 9 – Липлява.

 

Далеко не все амулеты второй группы могут получить точные археологические даты. Один из новгородских топориков найден в слое начала 11-го в., другой – в слое середины – второй половины 11-го в. Два топорика из Кемского некрополя встречены в погребениях третьей четверти 11-го в., одно из которых датировано по монете 1059 – 1086 гг. Амулет из Оленина, исходя из общей датировки могильника, должен быть датирован 11-ым – первой половиной 12-го в., амулет из второй Колчинской курганной группы встречен в погребении конца 11 – 12-го вв. Остальные экземпляры имеют очень расплывчатые хронологические рамки. По-видимому, топорики второго типа появились в начале 11-го в. и вышли из обихода не ранее начала следующего столетия.

Древнерусские амулеты-топорики

Рис. 4. Широколезвийные боевые топоры.

1 – Никольское III, Северное Белозерье; 2 – Лаптау, Восточная Пруссия.

 

Вне выделенных типов остаются амулеты из Княжей Горы и святилища на о. Вайгач. Первый из них имеет форму топора, насаженного на рукоять, конец которой снабжен отверстием для подвешивания. Амулет с о. Вайгач представляет собой широколезвийный топорик с почти симметричным лезвием и двумя парами боковых щековиц с прямыми краями на обухе. На внутренней стороне лезвия у этого топорика небольшая шпорца, посредине круглое отверстие. Боковые грани украшены врезным орнаментом в виде двух пар дуг с короткими насечками между ними и зигзагообразных линий, вдоль краев бордюр из прямых линий и коротких насечек, отверстие заключено в кружок с двумя треугольниками. Отличаясь по форме и пропорциям от топориков двух выделенных групп, амулет с о. Вайгач подобно им копирует реальное боевое оружие – топоры типа VII, по классификации А. Н. Кирпичникова. Эти топоры, характерные для Скандинавии и Балтийского региона, получили в 11 – 12-ом вв. распространение и в Северной Руси (рис. 5, 1, З, 4), один из них найден на Печоре, по которой проходил путь «в Югру» – на о. Вайгач.

Древнерусские амулеты-топорики

Рис. 5. Боевые топоры типа VII, по А. Н. Кирпичникову (1, 3, 6) и имитирующий их миниатюрный топорик (2).

1 – Никольское III, Северное Белозерье; 2 – Болванский Нос I, о. Вайгач; 3 – Челкуми, Заозерье; 4 – Поганый Нос, бассейн Средней Печоры.

Древнерусские амулеты-топорики, находки на территории Руси

Рис. 6. Находки амулетов-топориков на Руси и в сопредельных областях:

а – амулеты-топорики типа I; б – амулеты-топорики типа II; в – амулеты-топорики неизвестных или несерийных типов. 1 – Улгуна; 2 – Таскула; 3 – Бурберг; 4 – Старая Русса; 5 – Новгород; 6 – Никольское III; 7 – Белоозеро; 8 – Дрогичин; 9 – поселение на Менке; 10 – Благовещение; 11 – Грехов Ручей; 12 – Городище; 13 – Суздаль; 14 – Выжумский III могильник; 15 – Биляр; 16 – Колчино II; 17 – Митяево; 18 – Старая Рязань; 19 – Городец; 20 – Теребовль; 21 – Вышгород; 22 – Киев; 23 – Княжая Гора; 24 – Черкасский уезд; 25 – Яблоново; 26 – Торговичкое; 27 – Саркел; 28 – Воищина; 29 – Букивка; 30 – Липлява; 31 – Оленино; 32 – Измерское; 33 – Гельшаны.

Рассмотрим теперь географию находок. Обратившись к карте (рис. 6), легко заметить, что топорики-амулеты встречаются как на юге – в Среднем Поднепровье, так и на севере – в Белозерье, как на западе – в Полоцкой земле, так и на востоке – на территории Владимиро-Суздальской Руси. При этом ареалы топориков типа IV и широколезвийных секир практически совпадают, и ни один из типов не обнаруживает связи с определенной областью Древней Руси. Не прослеживается какой-либо закономерности и в распределении топориков с различной орнаментацией – экземпляры с циркульным орнаментом и врезными линиями с одинаковой частотой встречаются в северных и южных районах.

Наблюдается концентрация находок в Среднем Поднепровье, в Приильменье, в Волго-Окском междуречье, т.е. в наиболее густонаселенных и развитых в социально-экономическом отношении областях Руси.

За границами Руси 11 – 12-го вв. находки рассеяны по различным территориям, включая Скандинавию, Прибалтику, Среднее Поволжье, и не составляют значительной группы ни в одной из сопредельных стран.

Таким образом, топорики были не локальным, а общерусским типом амулета.

Не менее важно и другое наблюдение: больше половины находок связано с городами. Из 46 топориков, обнаруженных в границах Руси, 23 найдены в культурном слое городов – Киева, Вышгорода, Княжой горы, Вопия, Теребовля, Новгорода, Старой Руссы, Белоозёрска, Старой Рязани, Суздаля, поселения на Менке, Дрогичина Надбужского, Белой Вежи. Еще 4 экз. происходят из порубежных крепостей – Торговицкого и Липлявского городищ; два амулета найдены в городских некрополях Белой Вежи и летописного Клещина (у с. Городище на Плещеевом озере), 4 экз. происходят из дружинного могильника на р. Кеме в Белозерье. Два амулета обнаружены на обычных селищах (Грехов Ручей, Благовещение) и лишь три – в рядовых деревенских курганах. Примечательно, однако, что и в курганах у Грехова Ручья, и в Оленинском могильнике найдены боевые топоры, столь редкие для рядовых сельских памятников.

География находок определенно свидетельствует, что топорики-амулеты не имели широкого распространения среди сельского населения. Их владельцами были главным образом жители городов, военных крепостей и дружинных поселков. Симптоматичны находки топориков в пограничных пунктах: на юге – в Поднепровье и Посулье (Лиллява, Яблоново, Торговицкое, Воинь), юго-востоке (Белая Вежа) и западе Руси (Дрогичин, Букивна, Городница), т. е. в тех местах, которые особенно часто оказывались ареной военных действий.

За пределами Руси топорика встречены на территории Пермской губернии, на Ветлуге, в Волжской Болгарии, на о. Вайгач, в Эстонии, Польше и Финляндии – там, где русские дружинники собирали дань или куда они совершали военные походы. В Кемском некрополе, в могильнике Оленино и в курганной группе у д. Городище зафиксированы погребения как с топориками-амулетами, так и с настоящими боевыми топорами, что указывает на принадлежность их обладателей к одной и той же среде.

Сбыт и распространение топориков-амулетов происходили иначе, чем сбыт украшений, в частности металлических подвесок-амулетов. Об этом свидетельствуют материалы Кемского некрополя, где на 77 раскопанных погребений приходится 4 захоронения с топориками.

Кемский некрополь находится на севере Белозерья, и, учитывая удаленность этого пункта от крупных ремесленных центров, где могли производиться топорики, можно предположить, что все 4 экз. стандартная продукция, попавшая сюда в одной партии товара. В действительности топорики относятся к разным типам, 2 экз. типа IV различаются по размерам и орнаментации (рис. 1, 2, 15), а два широколезвийных топорика – по форме лезвия и обуха. Несомненно, все предметы изготовлены разными мастерами, а значит, концентрация амулетов на Кеме объясняется не тем, что сюда единовременно была завезена продукция одной ювелирной мастерской, а особым спросом на топорики-амулеты со стороны населения, оставившего Кемский некрополь.

В. П. Даркевич справедливо обратил внимание на то, что топорики не встречаются в женских погребениях в наборах амулетов.

Действительно, из девяти документированных погребений с топориками лишь два являются женскими. В кург. 41 второй Колчинской группы топорик найден у плеча погребенной женщины. В погр. 17 Выжумского III могильника миниатюрный топорик находился на груди погребённой на одной низке с бусами, но этот могильник принадлежит древним марийцам, в среде которых значение древнерусских амулетов могло истолковываться по-своему.

Пять погребений с амулетами-топориками принадлежат мальчикам (Кемский некрополь, Митяево, Белая Вежа, одно – подростку 17 – 19 лет (Кемский некрополь). Детское захоронение в кург. 6 в Кемской группе сопровождалось боевым топором и боевым наконечником стрелы, захоронение подростка из кург. 9 – бронзовым навершием рукояти плети и острием с кольцом, т.е. предметами, связанными с воинским снаряжением. В детских и мужских погребениях миниатюрные топорики покоятся в ногах у костяков – у стопы, у колена или у таза справа (рис. 7, 8), там же, где должны находиться настоящие топоры.

Таким образом, амулеты-топорики, представляющие собой прекрасные образцы прикладного искусства, не были украшениями и не имели постоянного места в костюме.

В. П. Даркевич указал также, что некоторые топорики были насажены на деревянные рукояти, что свидетельствует, по его мнению, об использовании их для совершения каких-то обрядов. Остатки дерева сохранились во втулках экземпляров из Городища, Билярска, Саркела. Присутствие остатков деревянных рукоятей во втулках всех четырех топориков из Кемского некрополя заставляет предположить, что закрепление их на деревянной рукояти было скорее правилам, чем исключением.

Топорик из кург. 6 был разломан на две части – они были связаны толстой шерстяной нитью, продетой в проушину обуха и в круглое отверстие на лезвии. Известно, что помещение в погребения намеренно сломанных вещей не характерно для славянского погребального обряда; поэтому находка в могиле сломанного топорика свидетельствует, вероятно, что эти предметы сохраняли определенную ценность для своих владельцев даже в поврежденном виде.

Могильник Никольское

Рис. 7. Могильник Никольское III. Погр. 3 в кург. 37.

1 – монета; 2 – нож; 3 – амулет-топорик; 4 – писанка; 5 – сосуд.

 

Рис. 8. Могильник Никольское III.

Погр. 3. 1 – фрагмент монеты; 2 – браслет; 3 – 5 – монеты; 6 – нож; 7 – амулет-топорик; 8 – сосуд.

 

Таким образом, как форма амулетов-топориков, так и обстоятельства находок склоняют к мысли о связи этих предметов с воинской средой и специфичными для нее верованиями и обрядами.

Амулеты воспроизводят не обобщенный образ топора, а конкретный тип боевого оружия, и находки их связаны преимущественно с теми древнерусскими памятниками, где наиболее велика вероятность встретить следы профессиональных воинов.

Известно, что боевые топоры в Древней Руси были основным оружием младших дружинников – «отроков».

С учетом всего вышеизложенного в бронзовых топориках-амулетах можно видеть своеобразные знаки принадлежности к воинскому сословию, которые давались сыновьям дружинников при постригах – обрядах, сопровождавших первое обрезание волос у ребенка.

В русской деревне 19-го в. при постригах мальчика иногда сажали на топор, обряд совершался по исполнении ребенку года или трех лет. По оценкам Г. П. Романовой, возраст детей погребенных с топориками-амулетами в Кемском некрополе в одном случае составлял 11 – 12 лет, в двух – 3 – 5 лет, возраст мальчика из погребения в Белой Веже – от 1 года до 7 лет; все они, таким образом, перешагнули возрастной рубеж, сопровождавшийся постригами. Очевидно, когда мальчик становился младшим дружинником – «отроком», топорик-амулет играл роль оберега, защищавшего своего владельца в походах и на поле боя.

Хотя топор в индоевропейской мифологии – оружие бога-громовика и почитание его у славян в основе своей связано с культом Перуна, археологический контекст наших находок не дает указаний на то, что они имеют какое-либо отношение к почитанию высших божеств языческого пантеона.

Бронзовые топорики-амулеты не были известны на Руси в 10-ом в., когда язычество было официальной государственной религией; устойчивая «иконография» амулета сложилась в 11-ом в., когда святилища Перуна были уже разрушены.

Сам тип топора, который воспроизводят амулеты, не древняя архаичная, а новая форма оружия, получившая распространение лишь в 11-ом веке.

По-видимому, после принятия христианства дружинники быстро отказались от почитания высших языческих богов, но языческие верования, связанные со специфическим укладом жизни профессионального воина, напротив, получили в 11-ом в. дальнейшее развитие, что выразилось в появлении особых типов воинских амулетов.

Остается рассмотреть вопрос о соотношении древнерусских и: скандинавских амулетов-топориков. Хорошо известно, что в 10-ом в., в период оживленных славяно-скандинавских контактов, топорики-амулеты прочно вошли в культуру скандинавов и в большом количестве попадали на Русь. Однако древнерусские амулеты 11 – 12-го вв. имеют мало общего с более ранними скандинавскими. Те и другие различаются по форме, материалу (скандинавские изготовлены, как правило, из железа или серебра, древнерусские – бронзовые или свинцовые) и, наконец, по самому характеру воспроизведения оружия: скандинавские амулеты в отличие от древнерусских очень условны, а реальные топоры узнаются в них с трудом. Т. Арне и П. Паульсен рассматривали появление отдельных амулетов, имитирующих топоры типа IV, в Швеции и Дании как результат контактов с Востоком, т. е. с Русью. Немаловажным может показаться тот факт, что исходными образцами для амулетов второй группы послужили широколезвийные секиры, связанные по своему происхождению со Скандинавией и Балтийским регионом. Но широколезвийные амулеты-топорики не встречены на территории самой Скандинавии.

Неожиданное направление поиска дает одна малоизвестная находка, хранящаяся в Национальном музее в г. Хельсинки. Это маленький железный топорик, происходящий из раскопок Европеуса в Тииереве. Топорик имеет симметрично расширяющееся лезвие и обух простой конструкции без щековиц, длина его 8,3 см., ширина 5,6 см. Такой же топорик найден в культурном слое 10-го в. на поселении Крутик в Белозерье; 14 аналогичных топориков найдена в Норвегии, восемь – в Дании, один из последних – в погребении 10-го в. рядом с крепостью Фюркат. Назначение этих предметов остается неясным, они лишены какого-либо декоративного оформления и в то же время слишком малы, чтобы в них можно было видеть настоящее оружие. Э. Рёисдаль высказал мнение, что топорики имели какое-то символическое значение. Если бы это предположение было доказано, гипотеза о влиянии скандинавской традиции на древнерусскую могла бы получить некоторое обоснование.

Поиски связующего звена между древнерусскими и скандинавскими амулетами не дают пока положительных результатов, как и поиски исходных типов амулетов-топориков в более ранних славянских древностях.

По-видимому, миниатюрные топорики принадлежат к тому кругу вещей – бытовых предметов, украшений и культовых символов, которые появились как инновации на волне мощного обновления материальной культуры восточных славян в 11 в.

Макаров Н.А., член-корр. РАН, директор Института археологии РАН.

 

 

Языческие амулеты-привески:
1. Божество-опекун;
2. Турица;
3. Птица;
4,10. Кинжал;
5. Ножны с ножом;
6,7,8. Топорик;
11,12. Ложка;
13. Заяц.

Особый интерес для посетителей музея будет представлять коллекция амулетов-оберегов, в которой представлены уникальные старинные предметы тесно связанные со славянской культурой и древними верованиями наших предков.

Академик Б. А. Рыбаков, выделивший амулеты в самостоятельный раздел древнерусской мелкой пластики, особо отметил среди них группу миниатюрных изображений предметов быта и оружия, а также определенные разновидности зооморфных украшений, связанные по преимуществу с кругом собственно славянских древностей. На основе сравнительного анализа археологического и этнографического материалов им была раскрыта семантика этих изделий, служивших символами добра, благоденствия и счастья (коньки-подвески), сытости и довольства (ложки, ковши), сохранности, целости (ключи) и т. д., определено их назначение в качестве оберегов.

Одним из самых популярных женских славянских оберегов была Лунница — подвеска в форме лунного серпа, которая была символом красоты, плодородия и благополучия. Славянские женщины носили эти украшения не снимая, чтобы оградить себя от напастей, обеспечить себе и своим детям здоровье, а дому достаток.

Древний славянский амулет-оберег Ложечка – символ благополучия и сытости. Хозяину подобного оберега нечего было бояться голода.

Среди славянских амулетов есть те, которые носили исключительно мужчины – это амулеты: Топор, Коготь медведя, Кинжал. Амулет топор представляет собой миниатюрное изображение боевого топора, хотя и стилизованное, но не лишенное реалистических черт. Даже маленькое отверстие рядом с обухом соответствует реальному отверстию, которое бывало на таких топорах и служило для подвешивания его к поясу бойца.

Привеска-амулет Коготь медведя считался самым мощным оберегом, являлся символом мужественного воина и успешного охотника.

Божество-опекун – универсальный оберег, который помогает в тяжёлую минуту, охраняет от бедствий, вредного воздействия.

1,2,3. Привеска-амулет Лунница.
4,5,6,7,8. Фибулы.
9. Браслет.
10. Гривна.

Всё, что мы называем теперь «украшениями», в древности имело религиозный, магический смысл, да и сегодня не вполне его утратило. Украшение в древности надевалось не только и не столько «для красоты» (хотя и для этого тоже), сколько в качестве амулета, священного талисмана, оберега. Такими оберегами во всех культурах мира принято «защищать» особо слабые, незащищённые участки тела – горло, виски, запястья. При этом древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и наряд теперешних женщин) гораздо больше украшений, нежели мужской, так как в глазах наших предков женщина была существом куда более священным, чем мужчина. Её, как и всё священное, требовалось особенно бережно охранять. Так шею женщины украшали гривны, бусы, ожерелья; запястья браслеты; голову – височные кольца, серьги.

Гривна изготавливалась из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями.

Наиболее характерным украшением славянских женщин были височные кольца. Именно по ним можно было отличить женщин разных племен. Их делали из серебра, бронзы, меди. Славянские женщины подвешивали височные кольца к головному убору (девичьему венчику, повою замужней) на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Бывало кольца вплетали в волосы, а кое-где даже вставляли в мочку уха, как серьги. Иногда же височные кольца, нанизанные на ремешок, образовывали венец вокруг головы. И всё-таки большинство из них носилось так, как и полагается по названию, — у висков. В коллекции Быховского музея сейчас хранятся целые и фрагменты семилучевых височных колец.

Наиболее ранними из известных нам славянских украшений археологи считают браслеты: они попадаются в кладах и при раскопках поселений, начиная с VI века. Бронзовый браслет, приобретённый Быховским музеем у частного коллекционера, имеет незамкнутые края, орнаментирован насечкой в виде полуколец и точек. Само слово «браслет» пришло в наш язык из французского. Древние же славяне называли браслет словом «обручь», то есть «то, что охватывает руку». Во французском языке, кстати, «браслет» происходит от слова «bras» — «рука»; таким образом, русское название было заменено на его точную копию, только иностранную.

В числе последних приобретений музея пять бронзовых фибул, имеющих самый разный размер и орнаментацию, но относящихся к одному периоду XI-XIIвв. Что же такое фибула? Это застежка для верхней и нижней одежды, которой пользовались и мужчины и женщины. Они изготавливались из латуни, бронзы и серебра иногда со вставками из камней. Фибулы выполняли двойную функцию – помимо скрепления одежды считалось, что они обладают защищающей силой. По древним поверьям, игла застежки отводит, подобно громоотводу, сглаз и порчу. Такие же свойства наши современники сейчас приписывают обыкновенной булавке.

Значение музейных предметов как первоисточников для изучения истории родного края трудно переоценить. Отобранные и извлеченные из обычной повседневной жизни вещи, превращаясь в музейные предметы, становятся незаменимым источником информации для будущих поколений. Эти памятники различных эпох представляют для нас величайшую ценность как реликвии, как мемориальный материал, как ничем не заменимые подлинники, дающие достоверное представление об определенных исторических эпохах, событиях, явлениях, исторических личностях.

 

 

Языческие обереги и древние талисманы: чем отвести беду

Редкую коллекцию языческих амулетов и христианских нательных крестов X – XVII веков можно увидеть в Минске 28 и 29 сентября. Разнообразное собрание сакральных предметов предоставил Национальному историческому музею Республики Беларусь частный коллекционер.

На алом бархате под стеклом витрин лежат 168 крестов и талисманов.

Бронзовые обереги в виде стилизованных топориков тысячу лет назад носили славянские воины, которые просили удачи у Перуна. Металлические лошадки с острыми ушками могли отводить несчастья от малышей. Домашнее благополучие «обещали» жёнам аккуратные гребешки, узорчатые ключики, ложки с витыми ручками.

С принятием христианства предки современных белорусов доверили защиту собственных душ нательным крестам. Первые свидетельства веры были выполнены в скандинавском стиле. На крестиках X – XI веков изображено «грубое Распятие». Рельефный образ Христа отличает схематичность и простота линий.

Со временем отделка становится более изящной и тонкой. Зеленоватый налёт на бронзе не скрывает святые лики и гармоничный орнамент. Приковывает взгляд позолоченный энколпион из Гольшан. Это двустворчатый крест, внутри которого хранились мощи святых или другие реликвии. Драгоценные знаки отличия надевали высшие священники и князья. Об искусстве старинных мастеров свидетельствует и энколпион с выемчатой эмалью, найденный в Мстиславском районе.

У минчан есть только 2 дня для ознакомления с историческими амулетами и крестами. В пятницу, 30 сентября, удивительные экспонаты отправятся в фонды музея для дальнейшего изучения и каталогизации.

Татьяна Федин
Читать полностью:http://www.interfax.by/article/84722

  деньги в долг

Comments are closed.