Вячеслав КАЛИНИЧЕНКО: “Мой ученик – единственный, кто может составить конкуренцию Лавиллени”
..стаття про нашого земляка, що мешкає в Польщі, і має певні досягнення в тренерській роботі з легкої атлетики.
Разговор с Вячеславом Калиниченко, украинским тренером по прыжкам с шестом, состоялся в Праге во время чемпионата Европы, на котором его ученик, польский спортсмен Петр Лисек, завоевал бронзу.
Вячеслав уже 15 лет живет в Польше и работает со спортсменами из этой страны. Безусловно, самая известная его подопечная, это двукратная вице-чемпионка мира (2005, 2009) Моника Пырек. Но начали мы разговор с самого свежего – итогов финала прыжков с шестом на чемпионате Европы в помещении в Праге.
ЗАВОЕВАЛ ДОВЕРИЕ ПОЛЬСКОГО МАГНАТА
– Бронза – это больше или меньше того, что вы ожидали от своего подопечного Петра Лисека на чемпионате Европы?
– Финал шестовиков прошел на очень высоком уровне, и я доволен его исходом, хотя не скрываю, что мы рассчитывали на «серебро». «Золото», ясно, было вне досягаемости. Жаль, что Петр проиграл по попыткам. Но такие старые волки, как Александр Грипич, знают, что делают. (Лисек покорил 5.85 со второй попытки, в то время как россиянин не справившись с 5.80, перенес планку на 5.85, и сразу же взял эту высоту – Прим. К.К.)
Аналогичная ситуация была на чемпионате Европы 2010 года в Барселоне. Мой подопечный Пшемыслав Червиньски сделав две неудачные попытки на 5.70, в то время как четверо других прыгунов эту высоту взяли, последнюю попытку перенес на 5.75. И, взяв ее, Пшемек завоевал бронзовую медаль. Помощь тренера в такие моменты очень важна. Он должен вовремя сказать спортсмену перенести попытку. Лучше немного отдохнуть и мобилизировать все силы и энергию в один, решающий прыжок.
Я рад за Сашу Грипича, мы дружим и с ним самим, и с его отцом-тренером. И приглашаем всегда в Польшу на соревнования. А для Петра это были первые взрослые соревнования. Он был самым молодым среди восьми финалистов. Я вижу, что у него остались большие резервы, поэтому я спокоен и доволен.
– Вячеслав, сами вы рано закончили прыгать и насколько я понимаю ученики уже вас превзошли. Скажите насколько осознанным было решение стать тренером и, к слову, почему, строить свою карьеру вы решили именно в Польше?
– Я действительно довольно рано оставил спорт, так как платили мало, особых перспектив развития не было, да и впору уже было искать, чем еще зарабатывать себе на жизнь, поскольку в это же время я обзавелся семьей. Поэтому когда появилась возможность уехать, я ею воспользовался. К тому же, очень хотелось через своих учеников наверстать то, чего, может быть, я не сумел добиться в спорте.
Сам я учился в Броварской школе-интернате спортивного профиля, потом тренировался у Юрия Николаевича Волкова, заслуженного тренера СССР. Это отец Кости Волкова, медалиста Олимпиады в Москве. Также моим тренером был Валерий Николаевич Шульга. Позже я поступил в школу олимпийского резерва, а потом в киевский Институт физкультуры. Выступал где-то до конца 90-х, мой личный рекорд в прыжках с шестом – 5.50. В свое время выигрывал чемпионат Украины, выступал на Кубке Европы.
В Польшу я приехал в 2000-м году. Сначала в Гданьске был заместителем главного тренера. У нас в группе было 28 человек – юноши, юниоры и взрослые. Сейчас живу в городе Щецин, где два года назад открыл свой клуб. Это центр по подготовке шестовиков. За эти два года воспитанники клуба завоевали 27 медалей на самых крупных соревнованиях разных возрастных категорий.
– Как вам, иностранному специалисту, на тот момент без громкого имени, доверили тренировать Монику Пырек?
– Когда я приехал в Польшу, там был такой тренер – Эдвард Шимчак. Он был так называемым магнатом польского шеста. В его распоряжении было много спортсменов, он приобрел очень много шестов. Этот человек начал возрождать шест, а мне удалось завоевать его доверие, хотя для этого мне приходилось пару лет выполнять черную работу и очень поднапрячься. Кроме того, в то время работал практически «за копейки». Но зато с 2004-го года я веду сборную Польши.
За это время у моих учеников огромное количество медалей и престижных мест на разных чемпионатах. Пырек я взял с личным рекордом 4.21 и довел до 4.82. За время моего сотрудничества с ней она установила 69 рекордов Польши! Это уникальная спортсменка, которая на протяжении 10 лет находилась в топе женских прыжков с шестом. Заняла четвертое место на Олимпиаде в Афинах, пятое в Пекине, заовевала серебро чемпионата мира в Берлине-2009 и Хельсинки-2005, стала второй на чемпионате Европы-2006. Были и рекорды Европы, победы на Кубках Европы.
УРОКИ ТЕРПЕНИЯ ОТ ПЫРЕК
– После долгих лет сотрудничества с Пырек вы начали тренировать мужчин. Специфика работы с ними сильно отличается?
– Конечно, с ребятами работать комфортнее. Общий язык быстро находим. С девчонками надо быть сдержанным, уметь приспосабливаться. Моника была мягким человеком, но в то же время очень чувствительным. Иногда нужно было ей сказать три слова, а я говорил одно, иногда надо было крикнуть и нашуметь, а я гладил по голове. В то же время, она научила меня быть терпеливым и сдержанным, потому что по натуре я вспыльчивый, люблю добиваться цели любым путем.
– Как охарактеризуете своих нынешних учеников – Петра Лисека и Пшемыслава Червиньски?
– Пшемек у меня тренируется с 2003 года. Свой личный рекорд, 5.82, он установил четыре года назад в Донецке, выиграв там турнир «Звезды шеста». Трудолюбивый, но по характеру вспыльчивый. И часто больше рассчитывает на силу, хотя в шесте главный стержень – это техника.
Кстати, он женат на украинке, Евгении Рябовой. Познакомились как раз в Донецке, в 2011 году. Родители Жени, между прочим, работают на «Первом национальном». В том же году в Киеве Пшемек и Евгения сыграли свадьбу.
Петр – молодой перспективный парень, на которого мы возлагаем большие надежды. Ему в августе будет 23 года. Это как машина, которую надо расталкивать медленно и уверенно, но потом ее не остановишь. Я считаю, что Лисек – единственный в Европе, кто в ближайшем будущем может посоревноваться с Рено Лавиллени.
Я начал с ним работать в 2011, когда он прыгал только на пять метров. Петр сам попросил взять его потренировать. Вот и тренируемся по сей день. Сразу начали искоренять старые ошибки. На это ушло полтора года, хотя и до сих пор остались некоторые вещи, которые невозможно искоренить. В начале этого года мы дважды побили рекорд Польши в зале – 5.87, а потом и 5.90! Летом его личный рекорд пока 5.82.
МИРОВОЙ РЕКОРД БОНДАРЕНКО ПОБЬЕТ УЖЕ В ЭТОМ ГОДУ
– Какие вас ждут старты в ближайшем будущем?
– Хотим поехать в Африку на сбор, в Почевструм. Кстати, я знаю, что там тренируется сейчас и украинский прыгун в высоту Богдан Бондаренко. Я в хороших отношениях с ним и его отцом. Нам нужно там хорошо поработать, заложить фундамент летнего сезона. Обязательно также приедем в мае и к Виталию Афанасьевичу Петрову отшлифовать технические стороны. Мы к нему со спортсменами уже 10 лет подряд ездим.
В этом зимнем сезоне мы с Петром много стартов сделали. Но он такой спортсмен, который будет прыгать, пока его не остановишь или пока у него не отберешь шест. Недавно Петр подписал контракт с торговой маркой Nike и получил приглашение на соревнования в Юджине. Так что возможно выступит на нескольких этапах «Бриллиантовой лиги». Но в таких соревнованиях нужно быть только лидером, чтобы заработать деньги. А поехать за тридевять земель просто так тоже нет смысла. У нас есть конкретная цель – чемпионат мира в Пекине. Туда и нужно вострить коньки.
– Вы упомянули Богдана Бондаренко. Следите за прыжками в высоту и за успехами украинских спортсменов?
– Конечно же, слежу. Бондаренко и Проценко – молодцы, они в прошлом году притянули к себе столько внимания и вызвали к прыжкам в высоту такой интерес зрителей! Дай Бог им высоко прыгать, чтобы они популяризировали легкую атлетику и свой вид. Прыжки в высоту были на ТВ дисциплиной номер один в 2014 году.
– Не могу не спросить вас, сможет ли Богдан наконец побить мировой рекорд Сотомайора?
– Я просто уверен, что да, причем, уже в этом году.
ОТ ДОНЕЦКА ДО ИНДОНЕЗИИ
– Польские прыжки с шестом сейчас очень сильные. Как внутренняя конкуренция влияет на спортсменов, и нет ли у них и у их тренеров ревностного отношения к успехам коллег?
– У нас сейчас пять прыгунов высокого уровня – помимо Лисека и Червиньски, это Собера, Войчеховски и Михальски. Конкуренция идет сборной только на пользу. Всегда количество перерастает в качество. В Польше много тренировочных баз, тренеров, специалистов. Все работают, не мешая при этом спортсменам развиваться. В стране есть четыре основных центра развития прыжков с шестом, которые соперничают между собой – Гданьск, Щецин, Быдгощ и Вроцлав. В Быдгоще работает Роман Докиневич, первый тренер Мирослава Хмары, во Вроцлаве – Дариуш Лось, который ведет Роберта Соберу, в Гданьске – Эдвард Шимчак и Яцек Турлински.
Я доволен, что и другие ребята растут, но всегда хочется, чтобы победил твой ученик. Еще с советских времен во мне заложен лозунг – быстрее, выше, сильнее. Поэтому я всегда смотрю только вперед и хочу только побед. Именно здоровая конкуренция, которая существовала в Польше женских прыжках с шестом между Пырек и Роговской долгие годы, и рождала новые рекорды. Дай Бог, чтобы было так и в Украине.
– Кстати об Украине. За то время, что вы работаете в Польше, были ли у вас предложения вернуться на родину?
– Одно время предлагали. Не то, чтобы я не хотел – наоборот всегда мечтал работать в своей стране; но еще когда я тренировался, помню, всегда были какие-то ограничения входа на стадион, в манеж. Спортивные объекты часто использовались не по назначению. В Польше все открыто – ты приходишь в спортзал и тебя никто не может выгнать оттуда – тренируйся, все есть. Сломал планку, тебе тут же несут вторую, шесты – пожалуйста. В Украине с этим, знаю, тяжело. Да и потом когда у меня в тот момент тренировалась спортсменка такого уровня, глупо было бросать все и ехать в Украину. К тому же, старшая дочь у меня уже ходила в школу, родилась младшая. Поэтому я предпочел остаться.
– А из России поступали предложения?
– Больше, чем в Польше, мне все равно там не предложат. В Росии своих тренеров хватает. Не пустят они чужого в свое гнездо. Вот один мой друг, Анатолий Чернобай, который, кстати, меня очень многому научил, проработал четыре года в Индонезии, создал там хорошую школу прыжков с шестом, потом хотел вернуться в Россию, но ему мягко намекнули, что все места заняты. Поэтому он снова поехал пить ром, есть кокосы и тренировать спокойно в той же стране.
– Следите ли вы за политической ситуацией на родине?
– Каждое мое утро начинается с соцсети, и я читаю всё о событиях в Украине. Все это печально и тревожно. Я очень переживаю за тех ребят, которые остались в Донецке, Харькове. Может, по своей воле, может, нет. Есть среди моих знакомых и те, кто вынужден был уехать оттуда. В общем, я слушаю разные точки зрения и делаю для себя какие-то выводы. Свое мнение предпочту оставить при себе. В любом случае, я считаю, что донецкая школа шеста была и остается самой сильной.
МЕНЯ ВСЕ ВРЕМЯ ТЯНЕТ НА СТАДИОН
– А с кем-то поддерживаете связь в Украине?
– У меня там все – друзья, родители, брат, сестра, их семьи… Много общаюсь со своим тренером – Юрием Федоровичем Цасюком, прислушиваюсь к его советам, еще с Сергеем Есепчуком, бывшим шестовиком, мужем Иннесы Кравец. Иногда говорю с Леной Говоровой. Периодически ездим в Украину – я реже, а жена с детьми – регулярно.
– Шест и легкая атлетика в целом – это только ваша вотчина, или же и семью приобщили?
– С моей будущей женой Наташей мы познакомились, когда я учился в школе-интернате. Так что она тоже спортсменка. Бегала 800 метров. Но после знакомства со мной она начала заниматься прыжками с шестом. В результате выполнила норматив мастера спорта международного класса, сумев допрыгнуть до высоты 4.00.
Дочерям тоже шест нравится. Правда, старшая, Анастасия, которой 21 год, пока оставила большой спорт, хотя была даже серебряным призером чемпионата Польши среди юниорок. Решила больше времени уделить учебе. Недавно Настя стала лауреатом конкурса языков в Варшаве. Сейчас учится в Гданьске на русской филологии. Восьмилетняя Елизавета – артистка, любит читать стихи, петь, танцует. И тоже уже прыгает с шестом. Ее личный рекорд – 1.10. Длина ее детского шеста – 2.20, причем этот именной шест ей специально привезли на заказ из Америки. Думаю, что и моего младшего, Даниила, которому пока всего 7 месяцев, рано или поздно ждет шест.
– Прыжки с шестом и семья, конечно, забирают практически все время. Но, тем не менее – чем вы увлекаетесь помимо спорта, как отдыхаете?
– Помимо спорта я увлекаюсь… спортом. Что я могу поделать – меня все время тянет на стадион. Больше двух часов не могу сидеть дома. Еще люблю смотреть ММА – в Польше есть несколько сильных спортсменов, и этот вид спорта сейчас в стране очень популярен и хорошо развивается. Что еще? Люблю порыбачить, сходить на грибочки. По мере возможности встречаюсь с друзьями. Кстати, тут у меня очень много друзей из Украины. Многие украинские семьи пустили корни в Польше со времен второй мировой войны, когда в Щецине был создан Союз украинцев.
Недалеко от моего дома находится красивая православная церковь, где на все праздники, да и в обычные дни, собираются украинцы и русские, приятно проводят время, общаются и молятся за то, чтобы в Украине был покой, и не было войны.
займы на карту