Александр Викторович Моравов был одним из художников, которые привнесли в русскую живопись XX века традиции «крестьянского жанра», ведущие начало еще от передвижников.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
Действительный член Академии художеств СССР (1949).
Александр Моравов родился в селе Великая Мотовиловка бывшей Киевской губернии.
Отец его, человек широко образованный, увлекался искусством, вёл дружбу с такими знаменитыми художниками, как Н.Н. Ге и М.А. Врубель.
Окружённый творческой атмосферой, мальчик очень рано начал рисовать. С 1888 года занимался в Киевской художественной школе, руководимой Н.И. Мурашко.
В 1897–1902 учился в МУЖВЗ у Н.А. Касаткина, К.А. Коровина, А.М. Корина и А.Е. Архипова, оказавшего на юношу особенно большое влияние.
С 1904 года – член и постоянный участник выставок ТПВХ (Товарищество передвижных художественных выставок). Его картины дореволюционного времени «Уборка картофеля» (1904), «Вязка снопов» (1905), «Тяжелые думы» (1908) и др. посвящались тяжелому труду и горестной жизни бедного крестьянства царской России.
В 1923 году Моравов вступает в АХРР и много работает, участвуя во всех выставках ассоциации. Особенную популярность в этот период приобрело его полотно «В волостном загсе» (1929), где художник блеснул живописной сочностью, определившей оптимизм общего настроения. Наряду с крестьянской тематикой, Александр Моравом продолжает развивать лучшие традиции московской импрессионистической школы К.А. Коровина и А.Е. Архипова (О чём наглядно свидетельствует предлагаемая на аукцион картина «В деревне Акулово. Вид из окна на озеро Удомля. 1935).
Биография <ahref=”http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87″>(вики)
Родился в семье врача на Украине. На выбор профессии повлияли ближайшие друзья отца, знаменитые художники Врубель М. А. и Ге Н. Н.. Первые навыки живописи юный художник получил в частной художественной школе Мурашко Н. И. в Киеве [1]. В 1987 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится до 1902 у таких мастеров как Архипов А. Е., Касаткин Н. А. и Корин А. М.. Закончив натурный класс, он поступает в только что открытую при Училище мастерскую Серова В. А..
Сразу по окончании училища, в 1903 году, участвует в 31-й выставке Товарищества передвижников, представляя там свою дипламную работу, картину «Мать»(Государственный Русский музей). Илья Репин даёт высокую оценку этой работе. С 1904 года, после 32-й выставки, Моравов становится членом Товарищества передвижников . Там он сближается с такими выдающимися русскими художниками как Репин И. Е., Суриков В. И., Маковский В. Е. и Максимов В. М. Ещё в дореволюционные годы Моравов стал состоявшимся художником. Его картины на исторические темы и зарисовки крестьянского быта часто экспонировались на отечественных и зарубежных вернисажах, а также охотно приобретались музеями. Также Моравов преподавал в ряде художественных учебных заведений Москвы. С 1903 по 1911 — в Художественно-полиграфической школе при издательстве Сытина И. Д., широко известного демократической направленностью своих изданий. Школу при типографии организовал, а также являлся её руководителем учитель Моравова — Касаткин Н. А. Школа готовила хромолитографов и книжных иллюстраторов-графиков. Чуть позже Моравов пишет ряд картин для альбома «Русская история в картинах», изданного Сытиным И. Д. Их названия — «Декабристы в Чите», «Военные поселения», «Аракчеевщина», «Прорытие Ладожского канала» — говорят об обличительном характере этих произведений.[2] В 1909 году Моравов работает над иллюстрациями к детским рассказам Льва Толстого. Он получает приглашение приехать в Ясную Поляну и пишет портрет великого писателя, демонстрировавшийся на 38-й передвижной выставке.[3]
В 1902 году он впервые приезжает писать картины в имение Аракчеевой Н. М. Гарусово (Удомля, Тверская губерния), а также в окрестные деревни — Островно, Мошная Горка.[4]. Там он близко сходится с Бялыницким-Бирулей В. К. Пишет его портрет и картину «Друзья», находящуюся сейчас в Национальном художественном музее Беларуси, на которой изображена дочка Бялыницкого-Бирули Любочка, сидящая на диване со своей собакой. Картина «Будущий наездник», датированная 1908 годом, попадает в Третьяковскую Галерею. Картина «Ярмарка», написанная в 1914 году, появилась сперва на выставке передвижников в Петрограде. Ещё при жизни художника она попала в Третьяковскую Галерею, затем в Тверской музей, а в 1979 году экспонировалась на Всемирной выставке в Токио.[3]
После 1917 года Моравов надолго поселяется с семьёй сначала в Гарусово, а в 1930-40 годах в деревне Акулово Удомельского района. Темы основных произведений художника навеяны его активным участием в просвещении крестьян и деревенской жизни: «Уборка картофеля», 1904, «Будущий кавалерист», 1914. После революции 1917 года стал заниматься общественной работой. Наряду с художественной деятельностью активно работает как пропагандист. Оформляет революционные праздники, клубы, рабочий театр в Максатихе, участвует в деятельности Комитетов бедноты и в комиссии по охране памятников искусства. В 1918 году и по 1921 вместе с Бялыницким-Бируля В. К., Архиповым А. Е. и Рождественским В. В. участвует в организации и преподаёт в Свободных государственных художественных мастерских на даче «Чайка» в Удомле. В 1919 году участвует в Первой выставке художников-передвижников в Твери.
С 1923 года становится членом АХРР. Пишет ряд произведений на революционно-общественные темы, многие из которых становятся классикой советского изобразительного искусства, а также на историко-революционные сюжеты («Декабристы в Чите», 1911, Государственный исторический музей, Москва; триптих «Приезд В. И. Ленина в Петроград», 1931—33, Центральный музей Вооруженных Сил СССР, Москва; «Ленский расстрел в 1912 году», 1937, Центральный музей В. И. Ленина в Москве. В работах советского периода запечатлён новый быт деревни («Подсчёт трудодней», «Заседание комитета бедноты»,1921, «Чтение газеты», 1922, «В волостном ЗАГСе», 1928, (Третьяковская галерея), созидательный труд на Волховстрое и в колхозе. Пишет для Музея труда портреты знатных текстильщиков и металлургов.
В 1938-39 годах преподаёт в студии военных художников и с 1938 по 1941 год в Художественном институте имени Сурикова В. И.
Около 40 произведений художника находится в Тверской областной картинной галерее. В том числе: «У окна. Портрет В. В. Ушаковой» 1907, «Старый зал. Островно» 1912, «На своей полоске» 1916, «Заседание комитета бедноты. 1918» (авторское повторение картины 1920, хранящейся в ГРM), «Вузовец на отдыхе», 1933[5]. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награды
заслуженный деятель искусств РСФСР (1946),
действительный член Академии Художеств СССР (1949)