Берсенев Іван Миколайович. Мотовилівка. Театр

..трохи тексту зі зпогадів у творі Анциферова Миколи Павловича – “Із дум о билом”., згадується театр поруч вокзалу і його актори, де зазначено прізвище Берсенев Іван Миколайович (Павліщев).

..невеличкий фрагмент твору де згадується зазначена особа..:  “После отхода почтового поезда гуляющие собирались в вок­зальном зале, где почтмейстер выкрикивал имена адресатов полу­ченных писем. При вокзале был и театр, устроенный в товарном отделении. Играла труппа любителей, организованная артистом Вербатовым (гимназистом восьмого класса Войцеховским), юно­шей со сросшимися бровями над близко поставленными глазами. В нем все было театрально, начиная с манер и интонаций. Особенно нравился мне в этой труппе гимназист Ваня Павлищев, исполнявший роли простодушных типов. Из этого Вани Павли­щева вырос народный артист И. Н. Берсенев.”  – скоріш за все йдеться в тексті про станцію “Мотовилівка” в сучасному селищі Борова, з театрами і тд.

БЕРСЕ́НЄВ Іван Миколайович (Берсенев Иван Николаевич; справж. – Павлищев; 11 (23). 04. 1889, Москва – 25. 12. 1951, там само) – російський актор, режисер, педагог. Нар. арт. СРСР (1948). Навч. у драм. школі Є. Лепковського (1904), Ун-ті св. Володимира у Києві (1905–07). Дебютував у напівпрофес. трупі О. Лепковської (1904, Бердичів, Житомир). Грав у Нар. домі (1905–07), театрі «Соловцов» (1907–08, 1909–11, обидва – Київ), антрепризі М. Багрова (1908–09, Одеса). Від 1911 – у МХАТі, де під впливом В. Немировича-Данченка розкрився як характер. актор; 1924–36 – у МХАТі-2: від 1928 – худож. кер. 1936–38 – актор Театру ім. МОСПСу (моск. профспілок); від 1938 – худож. кер. Театру ім. Ленін. комсомолу; водночас від 1939 – проф. Держ. ін-ту театр. мист-ва (усі – Москва). Знімався у кіно.

Ролі: Роде («Три сестри» А. Чехова), Петро Верховенський («Микола Ставрогін» за романом «Біси» Ф. Достоєвського), Борис Годунов («Смерть Іоана Грозного» за О. Толстим), Макгольм, Лаерт («Макбет», «Гамлет» В. Шекспіра); у кіно – Карташов («Великий громадянин», 1938–39, реж. Ф. Ермлер, «Ленфільм»).

Вистави: «Дивак» О. Афіногенова (1929; разом з О. Чебаном, роль Горського), «Хлопець з нашого міста» (1941), «Так і буде» (1944) К. Симонова, «Фронт» О. Корнійчука (роль Мирона Горлова), «Живий труп» за Л. Толстим (роль Протасова; обидві – 1942), «Сірано де Бержерак» Е. Ростана (1943, гол. роль).

Літ.: Вендровская Л. Иван Николаевич Берсенев. Москва, 1950; И. Н. Берсенев: Сб. ст. Москва, 1961.

джерело


БЕРСЕНЕВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

ПАВЛИЩЕВ

Родился 11 (23) апреля 1889 года в Москве.

Советский актёр, режиссёр.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1933).
Народный артист Узбекской ССР (1943).
Народный артист РСФСР (1945).
Народный артист СССР (1948).

Детство и юность провел в Киеве; отец, управляющий торговой фирмой, умер, когда сыну было 7 лет. Увлекаться театром Берсенев начал еще в гимназии, посещал спектакли с участием М. Заньковецкой, П. Саксаганского, Е.А. Лепковского. В восьмом классе гимназии поступил в драматическую школу А.А. Лепковского. Участвовал в любительских спектаклях, ездил с группой молодых актеров на гастроли в Бердичев и Житомир. Гимназистам запрещалось выступать на сцене, и он изменил свою фамилию на Берсенев. По окончании гимназии поступил на юридический факультет Киевского университета. Участвовал в любительских спектаклях в Народном доме. В роли купца Федора Ластовкина (Рабочая слободка Е. Карпова) привлек внимание антрепренера Киевского театра Соловцова И. Дуван-Торцова, который и пригласил его в свою труппу.
В 1907 году Берсенев поступил в труппу Театра Соловцова, первая роль — Родэ в “Трёх сестрах” А.П. Чехова в постановке К.А. Марджанова (Марджанишвили), встречу с которым актер считал счастливым событием в своей актёрской судьбе. Играл Морица (Пробуждение весны Ф. Ведекинда), Константина (Чертушка А. Амфитеатрова). В следующем сезоне вместе с Марджановым перешел в Одессу в антрепризу М. Багрова, затем режиссёр Н.А. Попов снова пригласил его в Соловцовский театр. С успехом исполнял ведущие роли в пьесах А.Н. Островского — Митя (Бедность не порок), Жадов (Доходное место), Иоганнес (“Одинокие” Г. Гауптмана), Малькольм (Макбет У. Шекспира), герцог Рейхштадтский (“Орленок” Э. Ростана), Глуховцев (“Дни нашей жизни” Л. Андреева), Арман (“Дама с камелиями” А. Дюма-сына) и других.
15 апреля 1911 года Берсенев был принят в труппу Московского Художественного театра. Его первые роли в МХТ: Фортинбрас (“Гамлет”, постановка Г. Крэга, реж. К. Станиславский и Л. Сулержицкий), Судебный следователь (“Живой труп” Л.Н. Толстого). За годы работы в Художественном театре (1911–1919) сыграл около 20 ролей.

После голодной московской зимы 1918–1919 годов Берсенев задумал гастроли артистов МХТ на Украине. Гастролируя в Харькове, группа во главе с В.И. Качаловым оказалась отрезанной от Москвы событиями гражданской войны – в город вступила добровольческая армия Деникина. Начались гастрольные странствия «качаловской группы» сначала по югу России (Крым, Одесса, Ростов, Екатеринодар, Поти, Тифлис, Батуми), затем за рубежом (Константинополь, София, Белград, Загреб, Вена, Прага, Братислава, снова Вена, Берлин и другие).

В мае 1922 года группа вернулась в Москву. 1 декабря 1922 года Берсенев был приглашён в 1-ю Студию МХТ как актёр и член правления студии, которая 7 сентября 1924 года была реорганизована в МХТ 2-й. Его возглавил Михаил Чехов, главным помощником стал Берсенев.

После решения Михаила Чехова в 1928 покинуть пост директора и художественного руководителя МХАТа 2-го, Берсенев назначен сначала заместителем директора, а потом директором и художественным руководителем театра.

Как режиссёр впервые выступил в 1925 году, поставив пьесу Н. Венкстерн “В 1825 году” (совместно с Б. Сушкевичем), в 1929 году вместе с А. Чебаном поставил пьесу А. Афиногенова “Чудак” (исполнил роль Горского), имевшую большой успех (более 500 представлений). Затем последовали “Униженные и оскорбленные” по Достоевскому (1932), “Часовщик и курица” И. Кочерги (1934, совм. с С. Бирман), “Мольба о жизни Деваля” (1935, с реж. Б. Нордом).

В 1936 году МХАТ 2-й был закрыт. Берсенев два года работал в Театре им. МОСПС как актёр и режиссёр.
С январе 1938 по декабрь 1951 годы Берсенев — актёр и бессменный руководитель Театра им. Ленинского комсомола.
В кино Берсенев снимался мало. Его первая роль — в фильме “Слёзы” (реж. Е. Бауэр, 1914).

Умер в Москве 25 декабря 1951 года.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

гусар Курчаев (На всякого мудреца довольно простоты А.Н. Островского),
Родэ (Три сестры Чехова, 1912),
Фетюкович (Братья Карамазовы по Ф.М. Достоевскому, 1912), Загорецкий (Горе от ума А.С. Грибоедова, 1914),
Петя Трофимов (Вишнёвый сад Чехова, 1917),
Глумов (На всякого мудреца довольно простоты, 1918).

Роли в премьерных спектаклях:
Мухин (Где тонко, там рвется И.С. Тургенева, 1912),
Алеша (Екатерина Ивановна Андреева, 1912),
Савелов (Мысль человека Андреева, 1914),
молодой человек (Пир во время чумы А.С. Пушкина, 1915) и др.

Выдающимся было исполнение роли Петра Верховенского (Николай Ставрогин по роману Достоевского Бесы, реж. Немирович-Данченко и В.Лужский, 1913).

Бир (Потоп Г.Бергера, 1923),
думский секретарь Минутка (Расточитель Н.Лескова, 1924), Аблеухов (Петербург А.Белого, 1925).
Беня Крик (Закат И.Бабеля, 1928),
Иудушка Головлев (Тень освободителя по М.Салтыкову-Щедрину, 1931),
Пьер Массубр (Мольба о жизни Ж.Деваля, 1935).

Салют, Испания! Афиногенова (1936, исполнил роль Хозе) и Порт-Артур Л.Никулина (1938).
Большой удачей актера было исполнение роли Дон Гуана (Каменный гость Пушкина, реж. Бирман, 1937).

Поставил спектакли :
Нора Х.Ибсена (1939),
Парень из нашего города К.М. Симонова (1940),
Фронт А.Корнейчука (1942),
Так и будет Симонова (1944),
Наш общий друг Венкстерн по роману Ч.Диккенса (1946) и др.

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Орден Ленина (1948)

Орден Трудового Красного Знамени (1947)

Орден «Знак Почёта» (1938)

Орден Братства и единства (СФРЮ, 1946)

Медаль «За оборону Москвы» (1945)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)

Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)


Фрагмент памятника на могиле Берсенева И.Н. (1889-1951), ск. Е.Янсон-Манизер, арх. М.Зеленин, на Новодевичьем кладбище

Comments are closed.